Статьи

29 Декабря 2016 г.

Здоровый образ жизни

Некоторые психологи делят жизнь человека на 12-летние периоды. От 0 до 12 лет — период становления модели поведения и окружающего мира. Воспитание определяется семьёй: действиями родителей и их выбором педагога детского сада, школы, круга друзей ребёнка — детского сообщества. В это время формируются все базовые структуры личности ребенка.

От 12 до 24 лет — период преобладания внесемейного воспитания. Растет авторитет подростковой и молодёжной среды. Это период самостоятельного эксперимента с различными моделями поведения. От того, что видел, слышал, делал ребёнок первые 12 лет, зависит проявление его положительных или отрицательных свойств характера, унаследованных от родителей и соответствующих его конституции. Подросток не случайно попадает в плохую компанию — выбирает наиболее созвучную его внутреннему состоянию. Он не случайно становится зависимым от наркотиков, компьютера и т. п. Этому предшествует длительный период депрессивного состояния, пустоты, наполняемой виртуальными агрессивными образами фильмов, рекламы, компьютерных игр.
Воспитатели, отработавшие в детском саду 20-30 лет, отмечают просто взрыв необычных форм агрессивного детского поведения. Конечно, родителям тяжело с такими детьми. Родители жалуются на неуправляемость малышей, невозможность уложить их спать. Они обеспокоены присоединением к уже привычным диагнозам энцефалопатии таких диагнозов, как агрессия неясной этиологии, дизритмия.

Использование виртуальных образов ребёнком (даже взрослым) в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья приводят к: 

а) нарушению восприятия живого образа, нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в «искусственном» масштабе вне связи с реальным временем и пространством; 

б) стиранием граней между реальным и виртуальным мирами. До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различия обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному «Я». До семи лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии. Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности — виртуальную и действительную;

в) заражению сознания «информационной инфекцией», то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному «отравлению». Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности. Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира;

г) задержке психического различия за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек);

д) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, «витание в облаках»; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления;

е) включению ребёнком в свой образ чужого образа, отождествление себя с ним.

Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей.

Что должны делать родители

  1. От рождения до 3 лет обеспечить гармоничное окружение ребенку и информационную безопасность.
  2. Исключить просмотр телепередач и нахождение ребёнка в комнате, где работает телевизор. В дальнейшем допустимы по вашему строгому выбору развивающие передачи 15-30 минут в день, обязательно с чёткой грамотной речью, а не с междометиями. Предпочтение отдавайте фильмам с идеальной моделью поведения детей в реальных условиях жизни.
  3. Исключить использование ребёнком компьютера до 6 лет (игры, обучение). Специалисты рекомендуют пользование компьютером для детей после 6 лет — 10 минут, младших школьников -15 минут, учащихся 5-6 классов — 20 минут, 8-9 классов — 25 минут в день, старших школьников – не более 2 часов в день с перерывами.
  4. С учебными целями допустимо использовать компьютер после шести лет, когда при правильном воспитании ребёнка закончено формирование основных структур личности. Когда ребёнок уже познакомился с самим собой — чувствует свой самообраз, уже умеет жить в мире ярких человеческих эмоций, уже развил свои реальные способности и таланты, имеет опыт сопереживания, сострадания, радости. Только в этом случае компьютерные виртуальные образы (тщательно отобранные родителями) не принесут вреда физическому и психическому здоровью детей, а могут быть использованы им для развития творческих способностей. 

Как защитить детское сознание?

  • Исключите прослушивание дисгармоничной музыки, неконтролированный просмотр телевизора (до 2-х лет японцы вообще не рекомендуют смотреть детям телевизор), информационно-поражающему потоку средств массовой информации, который бомбардирует сознание детей ежедневно и ежечасно, противопоставьте образы жизни и радости, т.е. свою любовь, теплоту и внимание к ребенку.
  • Окружите ребёнка природными материалами.
  • Широко используйте пение без инструментального сопровождения (колыбельные и т. п.).
  • Обязательно давайте возможность ребёнку побыть в тишине (без музыки и т. д.); используйте любые средства традиционной культуры (музыка, танцы, рисование, лепка, особенно традиционные народные праздники).
  • Любой стресс, перенесённый ребёнком, можно устранить, дав ему краски и попросив нарисовать, что ему хочется, — выплеснуть красками негатив. Восстанавливает равновесие нервной системы и раскрашивание древних узоров и картинок в традиционном народном стиле.
  • С колыбели читайте писателей-классиков, что окажет особое влияние на будущую грамотность; используйте книги, картинки, слайды, кукольный театр, игрушки.
  • Не позволяйте ребёнку смотреть и слушать то, что, по Вашему мнению, не является образцом для подражания. Обращайтесь с ребёнком и окружающим миром так, как Вы хотели бы, чтобы обращались с вами — терпеливо и доброжелательно. Главное в педагогике — любить детей и подавать личный пример. Ребёнок запечатлевает не внешность педагога, который может говорить с улыбкой и спокойно, а состояние его души — гнев, зависть, эгоизм, поэтому постоянно работайте над собой.
  • Ежедневно уделяйте внимание ребёнку, не забывайте о его существовании.
  • В те минуты, когда Вы концентрируетесь только на нём, он развивается. Вы — его здоровье, его «питание». Все проблемы ребёнка до 7 лет — это проблемы матери. До семи лет ребёнок не может развиваться без Вас, ему никто и ничто (никакие технологии или произведения искусства) не может заменить внимание, тепло и любовь матери.
  • Научитесь играть с ребёнком. Всегда следуйте за вниманием ребёнка, но не подавляйте его своей активностью. Обеспечьте условия для свободной игры ребенка: приготовьте материалы, прочитайте накануне сказку, выбрав какой-то развивающий сюжет. В игре ребёнок ищет смысл своей будущей взрослой жизни, поэтому изображает все виды взрослой деятельности.